Скачать бесплатные раскраски

Скачать бесплатно карточки Домана

Наши видео!









Необычные Авторские украшения ручной работы - интернет-магазин

Психологическая готовность к школе. А ваш ребёнок готов?


Готовность ребёнка к школеВ предыдущей статье речь шла об адаптации к школе. Есть и другой важный фактор успешной адаптации ребёнка к школьному обучению — его психологическая готовность к школе. Психологи выделяют три её составляющие: интеллектуальную, мотивационную и поведенческую.

Интеллектуальная составляющая психологической готовности к школе

Интеллектуальная составляющая — определённый уровень развития речи, опосредованной памяти, внимания,  наглядно-образного и словесно-логического мышления, мелкой моторики пальцев. Это как раз то, что обычно проверяют при приёме в школу. Разрабатываются специальные методы диагностики готовности ребёнка к школе, в каждом учебном заведении они свои. Детей просят выполнить различные задания: нарисовать какой-либо предмет, продолжить линии фигуры, раскрасить картинку, рассортировать предметы по форме, рассказать о себе и т.д.

Мотивационная составляющая готовности ребёнка к школе

Мотивационная составляющая готовности к школе — наличие у ребёнка положительного отношения к школе и учёбе, желание ходить в школу и учиться. Надо сказать, что «хочу ходить в школу» и «хочу учиться» – далеко не одно и то же. Часто встречаются дети, которые с удовольствием ходят в школу, потому что там много друзей, там учителя хвалят и ставят хорошие отметки, там весело, потому что нравится какой-то мальчик или девочка или потому что «хочу побыстрее стать взрослым».

«Хочу учиться» означает желание узнавать новое, приобретать новые умения, знания и навыки, то есть совершенствовать себя. Именно это желание и является собственно познавательным, истинным мотивом учения. Одним из признаков того, что такое желание есть, являются слова ребёнка «Я научился рисовать (лошадь, дерево, человечка)…», «Мы сегодня учились решать интересные задачи…», «Я теперь умею…», «Я хочу научиться…» и тому подобные высказывания. Но даже если учебная мотивация сформирована, ребёнок не может одинаково хорошо учиться по всем предметам — это зависит и от способностей к разным видам познаватеьной деятельности, и от учителя, и от взаимоотношений с ним.

Ля первоклассника крайне важно наличие сильной и стойкой мотивации к учёбе, поскольку именно она побуждает его преодолевать трудности, прилагать усилия и использовать имеющийся потенциал для достижения цели.

Поведенческая составляющая психологической готовности к школе

Поведенческая составляющая — сформированное волевое поведение и самоконтроль, то есть умение управлять своим поведением, эмоциями, двигательной активностью, подчинять свои непосредственные желания установленным правилам, например:

  • сидеть тихо и не ходить по классу на уроке,
  • поднимать руку, а не кричать с места,
  • самостоятельно садиться за домашние задания и т.д.

Иными словами, это доминирование НАДО над ХОЧУ.

Ошибки родителей при подготовке ребёнка к школе

Так повелось, что 90% родителей уделяют много внимания исключительно первому из перечисленных компонентов психологической готовности к школе, зачастую даже не подозревая, что есть и другие. Они учат ребёнка читать, считать, занимаются с ним по всевозможным книгам, развивают интеллект, полагая, что это является залогом успешного обучения. Но жизнь показывает, что развитие двух других составляющих является не менее важным для обеспечения хорошего самочувствия ребёнка в школе и повышения успеваемости.

Задумывались ли вы о том, что больше всего жалоб и замечаний со стороны учителей вызывают не те дети, которые неважно учатся, а те, которые не подчиняются дисциплине и не выполняют требований учителя: болтают на уроках, часто отвлекаются на посторонние дела, забывают дома тетради, учебники, ручки, не выполняют домашние задания, задирают других детей и т.п.?
А эти «нарушения» как раз и могут свидетельствовать о том, что у ребёнка отсутствует умение подчинять своё «хочу» установленному «надо».

Вот почему при подготовке ребёнка к школе нужно в первую очередь обращать внимание на развитие способности к произвольности и самоконтролю. Её наличие позволит ребёнку легче вписаться в школьную жизнь и приспособиться к её требованиям. А это, свою очередь, помогает дальнейшему развитию интеллектуальных способностей и успешному освоению нового материала.

Галина Мошкова, психолог центра «Звёздный порт».
Газета «Звёздный порт» №17, 24 августа 2011 г.

Заглядывайте ко мне на сайт и подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить новые статьи и занятия с детьми по различным методикам. Обновления будут приходить на вашу электронную почту.


Сохранить эту статью у себя:

Оставить комментарий