Скачать бесплатные раскраски

Скачать бесплатно карточки Домана

Наши видео!









Необычные Авторские украшения ручной работы - интернет-магазин

Методика раннего развития семьи Никитиных


Основы новой педагогической методики, направленной на раннее развитие детей были заложены в начале 70-х годов в семье педагогов из подмосковного поселка Болшево Бориса Павловича и Елены Алексеевны Никитиных. Дети Никитиных поражали соседей своим здоровьем и развитостью, но методы «никитинского» воспитания, изобилующего приемами закаливания, физических упражнений и логических занятий, вызывали у большинства окружающих шок.

Никитин ввёл в обиход термин НУВЭРС (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей). Что означает этот термин? Всё просто: Никитин утверждал, что с возрастом человек утрачивает эффективные способности к развитию. Существует определенное время и определенные условия для наиболее эффективного развития. У каждого человека они свои. Согласно теории Никитина, основные способности закладываются в раннем дошкольном возрасте

Основные принципы воспитания по методике Никитиных

Свою методику воспитания Никитины строили на основе личного наблюдения за своими детьми, и все методы применяли сразу на практике. Основной ошибкой современного воспитания педагоги считали повышенную физическую опеку детей родителями на фоне полной эмоциональной заброшенности. Большинство родителей считают главной задачей сытно накормить ребенка, снабдить его хорошей одеждой и купить развивающие игрушки для детей, при этом полностью его контролируя и пресекая любую самостоятельность, «как бы чего не вышло, он же маленький». В результате выстраиваются отношения, подавляющие инициативу ребенка и тормозящие развитие его способностей.

Никитины главной задачей родителей считали научить детей всему как можно раньше, с опережением общепринятых сроков развития. Например, только что начавшему говорить ребенку предлагались для игры кубики с буквами и цифрами. Огромное значение уделялось физической активности детей, для этого в доме имелись различные спортивные приспособления.

Три главных условия, необходимых для раннего гармоничного развития детей, по мнению Никитиных, это:

  • полная свобода творчества,
  • максимальная физическая активность с закаливанием
  • заинтересованность родителей успехами детей при отсутствии давления и руководства.

Как вызвать в ребенке желание заниматься?

Для того чтобы ребенок развивался свободно и с радостью, нужно опережать процесс. В комнате малыша следует разместить обучающие пособия – географические карты. Глобус, часы, книги таблицы, цифр, букв и физических величин, измерительные приборы. Природное любопытство подтолкнет ребенка к активным действиям по изучению окружающего мира, а задача родителей – радоваться успехам, хвалить и отвечать на возникающие у малыша вопросы. Никакого давления, планирования занятий и авторитарного руководства со стороны родителей быть не должно. Недопустима так же негативная оценка любого детского опыта.

Физическое развитие по программе Никитиных

Восприятие мира ребенком происходит не только умственно, но и физически. Для того, чтобы тело могло свободно и без страха воспринимать мир, оно должно быть развито, активно, не перегружено лишней одеждой и калорийной пищей. Возможность активно и радостно двигаться способствует быстрому контакту с окружающим миром и получению опыта.

Интеллектуальные развивающие игры по методике Никитиных

Вдобавок к предоставлению детям свободы и возможности активно двигаться, Никитины разработали множество развивающих игр для разного возраста. Помощь родителей необходима только в самом начале, когда нужно вовлечь ребенка в игру – привлекая остальных членов семьи, с помощью сказки или подражания старшим. Заинтересовавшись процессом игры, ребенок начинает проявлять свою инициативу и фантазию, играя уже самостоятельно и принимая собственные решения.

Особенности развивающих игр по программе Никитиных

Главная особенности развивающих игр – многофункциональность и возможность добиться желаемого результата различными способами, идя о простого к сложному. Задача родителей – заинтересовать ребенка и вовлечь его в игру. Правила не должны навязываться, они преподносятся в виде рисунков, узоров или сооружений из деталей конструктора, а путь решения задачи ребенок находит самостоятельно.
В книге Бориса Никитина «Интеллектуальные игры» описан целый ряд разработанных им развивающих игр. Самые популярные из них – игры на совмещение форм, объемов и составление узоров из различных цветов. Вот несколько примеров игр.

Рамки и вкладыши

Это игра для малышей. Ребенку предлагается 16 рамок в виде различных геометрических фигур – овал, круг, ром, квадрат. Задача родителя – показать, как подбирать вкладыши соответствующей формы, заинтересовав малыша процессом.

Сложи узор

Игра для детей от 1 года – полутора лет, состоящая из 16 деревянных кубиков, грани которых окрашены в различные цвета. Кубики уложены в коробку. Задача родителя – заинтересовать ребенка рассматриванием кубиков и выкладыванием различных узоров, в процессе чего малыш изучает цвета.

Сложи квадрат

Игра предлагает из кусочков различных форм и цветов сложить несколько квадратов. Это игра на развитие логики и пространственного мышления. Ребенок сначала теряется, ведь кусочков много и они все разные. Пройдя первый уровень, малыш с увлечением продолжает игру.

Уникуб

Уникуб НикитинаИгра, способствующая развитию пространственного мышления. Комплект состоит из 27 деревянных кубиков, грани которых выкрашены в 3 цвета. Никитин разработал 60 заданий разной степени сложности для этой игры. Простые задания может выполнять 3-х летний ребенок, а некоторые более сложные едва под силу взрослому.

Заглядывайте ко мне на сайт и подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить новые статьи и занятия с детьми по различным методикам. Обновления будут приходить на вашу электронную почту.


Сохранить эту статью у себя:

1 комментарий Методика раннего развития семьи Никитиных

  • Вероника

    Жену Бориса Никитина звали Лена, а не Елена. Лена было ее полным именем, так ее назвал отец. Кому-то покажется эта ошибка незначительной, но если бы ваше имя “слегка изменили”? Кроме того, вы преподносите некорректную информацию, которая может в дальнейшем так же с ошибкой распространиться.
    С уважением, Вероника.

Оставить комментарий