Скачать бесплатные раскраски

Скачать бесплатно карточки Домана

Наши видео!









Необычные Авторские украшения ручной работы - интернет-магазин

Изобразительная деятельность детей - занятия и упражнения


изобразительная деятельность - занятияЕсли ваш ребенок не любит рисовать… А может, он просто не знает, как это делать и для чего это нужно?
Рисование – это самый доступный вид изобразительной деятельности – первой продуктивной деятельности дошкольного возраста. Все согласятся с тем, что каждый ребенок в определенный период своего развития с увлечением рисует. Но в один прекрасный момент ему становится совершенно неинтересно. Как сделать так, чтобы изобразительная деятельность была не только желанна для вашего ребенка, но и еще приносила развивающую помощь?

С целью стимулирования мотивации к рисованию и другой изобразительной деятельности взрослый на глазах у детей должен создавать рисуночные, лепные и аппликационные изображения предметов, близких детям по социальному опыту.

Важнейшими условиями вызывания и развития интереса к изобразительной деятельности являются: привлекательность предмета, его новизна или изменение условий его предъявления. Поэтому объекты, выбранные для изображения, лучше всего предъявлять из разных пространственных точек (из-за ширмы, из-за спинки стула и т. д.). Это одновременно способствует развитию концентрации внимания, его переключения, слежения, увеличения объема. С этой целью можно использовать такие игры-упражнения, как игра «Ку-ку» (появление игрушки несколько раз из-за ширмы, из-за шкафа и т. д. в одном и том же месте); игра «Тут и там» (появление одной и той же игрушки попеременно в разных местах из-за спинки стула, из-за ширмы); игра «Кто? Что? Где?» (передвижение одной игрушки вдоль ширмы – например, клоун идет); игра «Смотри, смотри» (появление двух разных игрушек попеременно в разных местах из-за ширмы); игра «Вот идем, вот бежим» (передвижение нескольких игрушек друг за другом вдоль ширмы – например, куколка везет машинку, за ней бежит собачка и т. д.).

По завершении демонстрации игрушек лучше всего обыграть каждую из них и обследовать через ощупывающие (для создания лепного изображения) или обводящие (для создания рисуночного или аппликационного изображения) движения и, наконец, на газах у детей воссоздать их изображение. При этом взрослый должен выражать свое эмоциональное отношение к игрушкам, процессу создания изображения и к изобразительному продукту возгласами типа: «Ах!», «Ох!», «Вот», «Тут», вовлекая детей в процесс эмоционального говорения. После чего детям предлагается соотнести изображение с игрушкой-натурой и произвести игровые действия с ними.

Упражнения для занятий изобразительной деятельностью детей

У маленьких детей нередко отмечаются определенные моторные затруднения, возникающие в результате действия с изобразительными орудиями и материалами. Даже ранние занятия на развитие мелкой моторики у детей не всегда дают желаемый результат. Для того, чтобы подготовить ручку ребенка к использованию карандашей, пластилина и т.д. можно использовать следующие упражнения.

Первая группа упражнений направлена на выполнение движений с большой амплитудой: свободные и легкие движения в плечевом и локтевом суставах, движения кистью и пальцами. Упражнения включают имитационные движения с опорой на демонстрацию: например, «Петушок машет крыльями», «Бабочка летит», «Ветер гнет ветки» (прямые руки поднимаются и опускаются); «Паровозик» (руки согнуты в локтях, локти прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулаки, круговые движения в локтевых суставах); «Клоун на перекладине» (круговые движения прямыми руками); «Положи-возьми» (наклонение ребенка за игрушкой вправо-влево, вперед-назад со сгибанием и разгибанием рук); «Звонок» (потряхивание расслабленной кистью) и т. д. Особое внимание обращайте на умение ребенка противопоставлять первый палец остальным – например, в игре «Колечко» дети упражнялись в соединении первого пальца со вторым, третьим и т.д.

Вторая группа упражнений способствует снятию напряжения и дозировке усиления при сгибании пальцев: легкое нажимание на пульверизатор первым, вторым и третьим пальцами («щепоткой») с направлением струи воздуха на ватку, клочок бумаги, шарик, передвигая их по поверхности стола; легкое нажимание пальцами на грушу игрушки, вызывая ее передвижение – например, «Скачущая лошадка» и другие аналогичные игрушки. Большое внимание уделяйте положению пальцев рук при разных способах взятия предметов и манипуляциях с ними (игры «Один, два, три – повтори», «Лети, шарик, высоко», «Нажми» и др.).

Третья группа упражнений предусматривает формирование правильного дифференцированного захвата. Для этого используйте предметы, контрастные по размеру, форме и структуре: кубик и линейка, пуговица и мяч, песок и вата, лист бумаги и книга, нитка и гимнастическая палка, лента и веревка. Используйте готовые, а также специально созданные ситуации с целью упражнения детей для взятия игрушек разной формы и величины (пирамидки, кольца, кубики); спортивного инвентаря (мячи, гантели, гимнастические палки, скакалки, обручи); перекладывания предметов с одного места на другое, с руки на руку (игры «Лови, лови», «Кулачок-ладошка», «Что спряталось в ладошке?», «Пальчик-мальчик» и др.).

Четвертая группа упражнений направлена на развитие свободных движений пальцев рук при удерживании карандаша и кисти, захватывании и выкладывании аппликационных элементов. В работе с детьми используйте игры с мозаикой, бусами, счетными палочками с учетом чередования максимального сгибания и разгибания пальцев. Предлагайте детям брать предметы из коробочки и складывать под рукой, стараясь не сдвинуть руку с места, а только разгибая и сгибая собранные «щепоткой» большой, указательный и средний пальцы. Такого рода упражнения вы можете проводить с аналогичными предметами, а также с предметами бытового назначения (чашка, ложка, расческа, щетка и др.) (игры «Собери бусы», «Волшебная коробочка», «Куклы собираются на прогулку» и т. д.).

Пятая группа упражнений направлена на развитие свободных движений пальцев рук в процессе преобразования пластилина и глины. Для формирования умения оказывать давление на эти материалы предложите детям надавливать пальцами на мягкую резиновую игрушку, тесто, на надутый воздушный шар; нажимать и продвигать мелкие предметы указательным пальцем с последующим сбрасыванием в коробочки, поочередно вдавливать со сменой пальцев кусочки пластилина, полимерной глины при выполнении поделок и т. д. (игры «Нажми на шарик», «Узоры», «Испечем пирожки» и т. д.).

Сороко Екатерина Николаевна, дефектолог (сурдопедагог).

Заглядывайте ко мне на сайт и подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить новые статьи и занятия с детьми по различным методикам. Обновления будут приходить на вашу электронную почту.


Сохранить эту статью у себя:

Оставить комментарий