Скачать бесплатные раскраски

Скачать бесплатно карточки Домана

Наши видео!









Необычные Авторские украшения ручной работы - интернет-магазин

Цена подзатыльника. О физических наказаниях детей.


Вы решили наказать своего ребенка. Задумайтесь, делаете ли вы это со зла, от обиды, желая отомстить или чувствуя свою беспомощность? Затем остановитесь, успокойтесь и постарайтесь переосмыслить вашу реакцию. Спросите себя: «Так чему же на самом деле я хочу научить своего ребенка прямо сейчас?» Хорошему поведению? А могут ли удары ремня, подзатыльники, оскорбления этому научить?

Наказание порождает страх. Вы без сомнения достигнете своей цели: поведение ребенка изменится, он перестанет в вашем присутствии обижать младшего брата. Но когда рядом не будет взрослых, он сведет счеты со своим обидчиком, а потом любым способом постарается выйти сухим из воды.

Привычка к агрессивности

Когда вы бьете ребенка, вы тем самым преподаете ему пример, которому он будет следовать всю оставшуюся жизнь. Вслед за вами он тоже прибегнет к насилию как к способу достижения собственных целей, только он применит его по отношению к более слабому. Если девочка или мальчик убеждаются в действенности таких приемов, они начинают использовать их все чаще и чаще. Так появляется привычка к агрессивности. А знаете ли вы, что многие преступники регулярно подвергались угрозам и физическому наказанию в детстве? Природой задумано так, что дети учатся отношениям и поведению посредством наблюдения и подражания поступкам родителей. Поэтому именно на родителях лежит ответственность за формирование поведенческого стиля ребенка и именно родители могут стать для детей примером мудрости и сострадания.

Мстительность вместо ответственности

Физические наказания, оскорбления, унижение достоинства ребенка делают его зависимым от взрослого человека, одно присутствие которого вызывает в нем страх. Наказание не оказывает никакого влияния на развитие навыка отвечать за свои поступки. Напротив ваша дочь или сын становятся либо чересчур уступчивыми, либо слишком упрямыми, а зачастую и мстительными. Они обязательно отыграются на домашних животных либо испортят свои или ваши вещи, убегут из дома либо забудут о своих школьных и домашних обязанностях. После побоев ребенок сосредотачивается не на изменении своего поведения, а на том, чтобы свести счеты с тем, кто его наказал. Он не думает о последствиях своего плохого поведения и о том, какой урок необходимо извлечь для себя.

Чрезвычайно важно научить ребенка брать на себя всю ответственность за достижение положительных результатов своих действий, независимо от того, присутствует при этом родитель, педагог или просто взрослый человек или нет. Это помогает детям осознавать правильность или неправильность собственного выбора, ведь выбор, сделанный самим ребенком, может принести ему как радость, так и несчастье. Дети ведут себя плохо, когда ощущают свое бессилие и неуверенность в себе, а также тогда, когда мы подавляем их собственное «я» или даем почувствовать их «никудышность». Нет смысла наказывать ребенка, который уже и так не уверен в своих силах.

К чему приводят физические наказания детей. Детская точка зрения

Дети вступают в этот мир, будучи в очень невыгодном положении, потому что они гораздо меньше взрослых и полностью зависят от них. Для того, чтобы лучше понять, что оказывает влияние на ребенка, взрослым необходимо взглянуть на ситуацию с его точки зрения. Смотря на происходящее глазами ребенка, родители смогут избежать ошибочных поступков, которые часто приводят к детской беспомощности и неправильной самооценке. Существуют способы, с помощью которых вы сможете перестроить ситуацию и помочь ребенку проявить собственные силы и способности. Например, когда ребенок, начинающий ходить, плачет, требуя игрушку, одни родители делают больше, чем от них требуется – приносят ему игрушку. Ребенку не надо и руки протягивать, чтобы получить желаемое. Другие, наоборот, игнорируют плач ребенка, делая его еще более беспомощным. Почему не следует так поступать? Потому что задача родителей состоит в том, чтобы вызвать в малыше чувство уверенности в собственных силах, поэтому лучше всего поместить игрушку туда, откуда он ее сможет сам достать.

Ненаказуемо априори

Если вы хотите видеть своих детей инициативными, ответственными и самостоятельными, то никогда не наказывайте их:

  • за естественную познавательную активность: например, ребенок берет в рот предметы, тычет пальчиком в разные дырочки или хочет познать функции какого-то предмета, т.е. сломал игрушку (свою или чужую – не нарочно), изучает свои половые органы;
  • за возрастные и физиологические особенности: неусидчив, невнимателен, не желает засыпать, не хочет есть;
  • отсутствие опыта поведения в той или иной жизненной ситуации – не попросился на горшок и описался; плюется или дерется, если ранее ему не объяснили, что это плохо; отнимает игрушку (естественное желание); боится идти к врачу;
  • за проявление естественного чувства – ревность к младшему братику или сестренке (обижает их);
  • за неосторожность: испачкался на прогулке, случайно пролил сок из чашки.

«Безвыигрышная» война

Наказания нарушают привязанность, существующую между родителями и ребенком. Настоящий дух сотрудничества и взаимопонимания, к которому стремятся все родители, может возникнуть только тогда, когда между людьми существует привязанность, основанная на взаимных чувствах любви и уважения. Сотрудничество, основанное на уважении, способно длиться вечно, оно подарит родителям и детям долгие годы согласия и взаимопонимания. Физические наказания, оскорбления, объявление недельного бойкота наоборот превратят отношения с ребенком в зону военных действий. В этой войне не будет выигравших, пострадают все участники боевого конфликта. Психологические последствия для всех членов семьи могут стать необратимыми.

У детей в результате систематического избиения может развиться невроз, возникнут задержка физического, психического и речевого развития. Из-за того, что ребенок не знает, когда будет следующая порка, у него могут появиться симптомы, обусловленные стрессом: тревога, головная боль, психосоматические расстройства (простуды, энурез, аллергия и т.п.). Его постоянными спутниками станут повышенная возбудимость, готовность к нападению, а также страх перед ожидаемой болью. Ему станет трудно сосредоточиться на игре или школьных занятиях. Он будет отличаться от сверстников плаксивостью, капризностью, печальным видом, пассивностью, боязнью взрослых, чрезмерной уступчивостью, лживостью и воровством.

Татьяна Чернева, психолог.

Заглядывайте ко мне на сайт и подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить новые статьи и занятия с детьми по различным методикам. Обновления будут приходить на вашу электронную почту.


Сохранить эту статью у себя:

Оставить комментарий