Скачать бесплатные раскраски

Скачать бесплатно карточки Домана

Наши видео!









Необычные Авторские украшения ручной работы - интернет-магазин

Адаптация к школе - первый раз в первый класс!


Адаптация детей к школеБлизится 1 сентября, и тревожно-радостное ожидание праздника постепенно овладевает и первоклассниками, и их родителями. Однако праздник продлится всего один день, а за ним наступят суровые будни, которые будут продолжаться ещё 11 лет.

Как пройти их с наименьшими потерями? Как сделать так, чтобы школьное обучение не превратилось в каторгу, а доставляло радость в течение всех этих лет? Очень многое зависит от того, как сложится первый год жизни ребёнка в школе. И прежде всего ребёнок должен быть психологически готов пойти в школу. Очень важна первичная адаптация детей к школе, которая происходит с помощью родителей.

Школа – праздник или стресс?

Для ребёнка начало обучения в школе знаменует собой совершенно новый жизненный этап, когда его жизнь, как правило, меняется кардинальным образом.

Во-первых, он приобретает новый социальный статус. Первый раз за всё время достижение определённого возраста совпадает с переходом к новой роли, к новому положению – школьника, который занимается социально значимым делом (учёбой).

Ребёнок уже не просто “человек без определённых занятий”, а член особой социальной группы, сделавший первый шаг на пути к столь заманчивому и притягательному статусу взрослого.

Во-вторых, ребёнок попадает в принципиально новую среду и начинает адаптироваться к новому укладу жизни. Меняется режим, уходят на второй план игры и развлечения, в его жизни появляются новые люди – учителя, одноклассники, старшеклассники. Сама обстановка школы разительно отличается от ситуации, в которой ребёнок привык находиться в детском саду или дома.

В-третьих, появляются новые права и обязанности. Причём если у дошкольника были в основном права, то теперь происходит резкий крен в сторону обязанностей. При этом обязанности становятся более очевидными, и их исполнение строже контролируется. К наиболее явным и понятным обязанностям относятся следующие:

  • соблюдать школьную дисциплину на уроках и переменах,
  • выполнять требования учителя,
  • делать уроки,
  • рано вставать не опаздывать на занятия.

И ещё одна очень неопределённая обязанность, о которой много говорят окружающие взрослые — хорошо учиться и хорошо себя вести.

Появляются и новые права, хотя их не так много и в каждой семье они свои. Например, позже ложиться спать, смотреть какие-то новые передачи, выходить одному гулять, приглашать в дом друзей и т.д.

Что чувствует ребёнок при адаптации к школе

Конечно, ребёнок не до конца осознаёт, насколько серьёзные и обширные изменения произойдут в его жизни после 1 сентября. Он уже наверняка наслышан о школе от других детей, возможно, от своих братьев или сестёр, от родителей и других взрослых. Причём информация, полученная из разных источников, чаще всего не складывается в единую картину, а содержит в себе массу противоречивых и очень субъективных оценок, которые ребёнок не в состоянии критически осмыслить. В результате для одних школа – это что-то вроде цирка или постоянного утренника, для других, которые наслушались от бывалых школьников разных страшилок – подобие концлагеря.

Чтобы лучше понять психологическое состояние вашего ребёнка, представьте себе, что вам скоро предстоит выйти на новую работу. Как бы вы ни были уверены в себе, своих способностях, в том, что вам там будет лучше, чем на прежнем месте, каким бы ожидаемым ни было это событие,всё равно вы будете испытывать волнение напряжение. Как вас встретят новые коллеги? Справитесь ли вы с новыми обязанностями? Найдёте ли общий язык с начальником? Сбудется ли всё, на что вы так рассчитываете?

Сходные чувства испытывает и ваш ребёнок перед 1 сентября, с той только разницей, что у него ещё нет опыта подобных перемен и намного меньше психологическая устойчивость к ним.

Если учесть, что и сами родители испытывают массу волнений и опасений в связи с предстоящей адаптацией ребёнка к школе и неосознанно «заражают» ими ребёнка, то становится ясно, что большинство первоклассников к 1 сентября находится в состоянии психологического стресса.

Помощь ребёнку в адаптации к школе

Чтобы снизить стресс и напряжение в период адаптации к школе, поговорите с ребёнком о том, как именно он представляет себе свою жизнь в школе. Ответьте на все вопросы, которые его волнуют, включая самые мелкие и незначительные.

Причём ответьте честно, вспоминая свой собственный опыт, свои радостные и болезненные переживания, эпизоды из школьной жизни. Не надо рисовать преувеличенно радужные картинки! Ребёнок очень скоро поймёт, что школа — это вовсе не «праздник, который всегда с тобой», а большая работа, требующая физического и психологического напряжения, немалых усилий и самоограничения.

Чем меньше стресс, который испытывает ребёнок к началу обучения, тем больше вероятность того, что адаптация к школе будет протекать менее болезненно и трудно.

Галина Мошкова, психолог центра “Звёздный порт”.
Газета “Звёздный порт” №17, 24 августа 2011 г.

Заглядывайте ко мне на сайт и подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить новые статьи и занятия с детьми по различным методикам. Обновления будут приходить на вашу электронную почту.


Сохранить эту статью у себя: